Щиты постоянного тока (ЩПТ)

ЩИТ ПОСТОЯННОГО ТОКА (ЩПТ)

Наиболее ответственными потребителями оперативного тока являются цепи защиты, автоматики и электромагнитов силовых выключателей в распределительных устройствах станций и подстанций, крупных распределительных пунктах и распределительных устройствах предприятий. Исторически сложилось так, что указанные цепи в основном работают на постоянном оперативном токе. Обеспечение бесперебойного питания оперативных цепей в любой момент времени с необходимым уровнем напряжения и мощности независимо от состояния основной сети, возможно только в случае применения в качестве источника оперативного тока стационарных аккумуляторных батарей, являющихся одним из самых надёжных источников оперативного тока. Устройством, осуществляющим распределение постоянного оперативного тока от аккумуляторных батарей к потребителям, является ЩИТ ПОСТОЯННОГО ТОКА.

ЩПТ  – щит постоянного тока, применяется для ввода и распределения электроэнергии постоянного тока от аккумуляторной батареи, которая подзаряжается от выпрямительного устройства в нормальном режиме и от резервного выпрямительного устройства при отказе основного выпрямительного устройства.

ЩПТ производства ЦЕНТРЭНЕРГОСОЮЗ разработаны согласно:

  • ГОСТ Р 51321.1-2000 (МЭК 60439-1-92) УСТРОЙСТВА КОМПЛЕКТНЫЕ НИЗКОВОЛЬТНЫЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ;
    а также с учётом стандартов ОАО «ФСК ЕЭС» :
  • СТО 56947007-29.120.40.041-2010  «Системы оперативного постоянного тока подстанций. Технические требования». Дата введения изменений: 14.12.2012;
  • СТО 56947007-29.120.40.093-2011 «Руководство по проектированию систем оперативного постоянного тока. Типовые проектные решения».

Необходимость такой разработки обусловлена ростом современных требований к надежности и безопасности эксплуатации.

НАЗНАЧЕНИЕ

Щит постоянного тока предназначен для гарантированного электроснабжения оперативных цепей управления, защиты, автоматики и сигнализации, электромагнитов коммутационных аппаратов, аварийного освещения, ответственных механизмов собственных нужд генераторов, турбин, котлов на электростанциях, а так же для непрерывного контроля параметров системы питания распределительных устройств станций и подстанций, крупных распределительных пунктов, распределительных устройств крупных предприятий.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наименование Значение
Номинальное напряжение сборных шин 220 В постоянного тока
Номинальный ток сборных шин От 160 до 1250 А
Ток электродинамической стойкости сборных шин 15-25 кА
Ток термической стойкости сборных шин 10 кА
Расположение шкафов ЩПТ Однорядное
Способ установки шкафов ЩПТ Напольное исполнение
Обслуживание Одностороннее/Двустороннее
Степень защиты оболочки шкафов IP21, IP54
Габаритные размеры шкафов ВхШхГ – 2200(2000)х800(600)х800(600) мм
Исполнение вводов Кабельное снизу
Рабочая температура +1 … +40°C
Охлаждение Естественное
Сопротивление изоляции не менее, МОм 10
Средний срок службы 25 лет

 КОНСТРУКЦИЯ

Конструктивно ЩПТ выполнены на основе сборных каркасов с использованием специального профиля, изготовленного из оцинкованного стального листа толщиной 2 мм. Элементы сборной конструкции позволяют изготавливать шкафы различного типа, габаритных размеров и функционального назначения с использованием однотипных деталей. Шкафы двухстороннего и одностороннего обслуживания достаточно легко разделяются на отсеки, что позволяет выделить отсек сборных или групповых шин, отсек (отсеки) аппаратов, кабельный отсек.

КОМПЛЕКТАЦИЯ

В ЩПТ в шкафах ввода и секционирования, отходящих линий по выбору заказчика и (или) проектной организации, устанавливаются электрические аппараты любого типа отечественного или импортного производства.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЩПТ

  • резервирование между секциями
  • контроль тока подзаряда АБ;
  • контроль тока заряда/разряда АБ;
  • измерение напряжения на сборных шинах шкафа ввода и секционирования и шкафов отходящих линий щитовыми приборами;
  • измерение напряжения между полюсами АБ;
  • контроль напряжения на шинах ЩПТ и формирование сигнала о его превышении ипонижении;
  • контроль пульсаций напряжения на шинах ЩПТ и формирование сигнала о превышении значения пульсации напряжения;
  • световая сигнализация состояния оборудования ЩПТ;
  • световая сигнализация положения коммутационных и защитных аппаратов;
  • защита от импульсных перенапряжений;
  • организации шины «мигающего света»;
  • дистанционная сигнализация состояния оборудования ЩПТ и положения коммутационных и защитных аппаратов на ЩПТ.
  • измерение напряжения симметрии АБ;
  • контроль и измерение сопротивления изоляции главных шин и напряжения полюсов относительно земли;
  • автоматический поиск линии отходящей от ЩПТ с пониженным сопротивлением изоляции;
  • блок аварийного освещения;
  • интеграция в АСУ ТП по интерфейсу RS 485.